Обратный отсчёт

На самой большой стройке Воронежской области – строительной площадке Нововоронежской АЭС-2 – полным ходом идут широкомасштабные работы. Выполняет их инжиниринговая компания – ОАО «Атомэнергопроект», которая в качестве генерального подрядчика обеспечивает весь производственный цикл – от стадии проектирования до сдачи объекта под ключ. Руководители ОАО «Атомэнергопроекта» и стали нашими проводниками по возводимым объектам атомного гиганта.

Дружно садимся в лифт, который поднимает нас на верхнюю площадку транспортного портала реакторного здания №1. Буквально захватывает дух от увиденной картины. Отсюда, с высоты 26,5 метра, начинаешь лучше понимать всю масштабность стройки, развернувшейся на ста гектарах земли.

Только на главной площадке АЭС-2 возводится более 200 объектов. Чтобы успеть в срок сдать их, работы идут в две смены. Всего на строительной площадке более 5000 человек. В возведении атомной станции задействовано 150 единиц грузоподъёмной техники. Самый мощный из всей техники — гусеничный кран немецкого производства Demag CC6800 грузоподъёмностью 1250 тонн. На площадку «крепыш» попал в разобранном состоянии на 32 фурах. На стройке немецкому исполину доверяют поднимать то, что другим просто не по силам.

Вот и на днях Demag участвовал в установке упорной фермы в шахте реактора второго энергоблока. Как объяснили специалисты, представляет она собой сварную металлоконструкцию диаметром более семи метров и высотой около метра. Предназначена ферма для прочного закрепления корпуса реактора.

Ко многому, что сегодня делается на НВАЭС-2, применительно слово «впервые».

Впервые на станции устанавливается реактор ВВЭР-1200, который является самым мощным в России. Гарантийный срок службы его составляет 60 лет. Это же можно сказать про турбину, являющуюся самой мощной среди быстроходных на сегодняшний день. Она создана специально для атомных энергоблоков нового поколения, которые сооружаются по проекту «АЭС-2006».

Да и местная достопримечательность – испарительная градирня тоже ноу-хау: впервые возводится одна на энергоблок вместо двух. Когда мы подъезжали к площадке АЭС-2, первым делом издали увидели именно новую градирню. Вообще-то её трудно не увидеть. Размеры этого сложнейшего сооружения впечатляют. Как нам рассказали, на 171-метровую высоту башни обслуживающий персонал доставляет специальный лифт.

Причём лифт в пути описывает дугу по корпусу градирни и, как признались рабочие, первые разы находиться в нём неуютно, а затем привыкаешь.

Сегодня на градирне энергоблока №1 продолжается монтаж внутренних опорных конструкций, начались работы по антикоррозийному покрытию оболочки башни. Выполняют её промышленные альпинисты. Глянув вверх, не сразу нахожу их на огромной спине масштабного сооружения. Уже от одного осознания высоты захватывает дыхание, и проникаешься уважением к этим бесстрашным ребятам.

Постепенно приобретает внешний облик вытяжная башня градирни второго энергоблока. Монтаж опорных железобетонных конструкций, которые стали основанием для оболочки градирни, был завершён в феврале. Причём для этого потребовалось на 80 дней меньше, чем при возведении опорных конструкций первой градирни. Оптимизация проводится в рамках реализации проекта Производственной системы «Росатом», когда исключаются непроизводственные потери, сокращаются сроки выполнения работ при безусловном сохранении качества.

Как нам пояснили специалисты, на сооружение градирни, диаметр которой в основании достигает около 130 метров, потребуется более тридцати тысяч кубометров бетона. Ну а высотой она ничем не будет отличаться от своей предшественницы – 171 метр. Подняться на такую отметку помогает уникальный кран, который способен постепенно наращивать свою высоту — до максимальной в 203 метра. Планируется, что бетонирование вытяжной башни градирни энергоблока №2 будет завершено в 2014 году.

Среди ключевых событий, произошедших за последние две недели, кроме монтажа упорной фермы энергоблока №2, генеральный директор ОАО «Атомэнергопроект» Марат Мустафин назвал ввод в действие общестанционного распределительного устройства на напряжение 10 кВ.

Появилась возможность осуществить подачу напряжения по временной схеме на оборудование первоочередных объектов, задействованных в пусконаладочных работах. Среди них: пускорезервная котельная, здание обессоливающей установки, насосная станция противопожарного и технического водоснабжения.

В целом, как отметил Марат Мустафин, 2013 год знаменует переход от монтажных к пусконаладочным работам. То есть к тому периоду, когда можно начать обратный отсчёт до физического пуска первого энергоблока.

Установка упорной фермы в проектное положение даёт старт работам по бетонированию шахты реактора до отметки +26,3 метра.

Для немецкого тяжеловеса установить 30-тонную конструкцию не составило большого труда. Ведь ему доводилось поднимать груз куда тяжелее. В сентябре прошлого года Demag установил своеобразный рекорд, водрузив на транспортный портал корпус реактора первого энергоблока станции, вес которого составлял более 320 тонн. Тогда нам, журналистам, не довелось до конца увидеть, как монтажники, уложив гигантскую конструкцию на специальные тележки, переместили её по рельсам внутрь гермозоны, где с помощью уже внутреннего полярного крана установили на штатное место в шахту реактора.

Зато сейчас, находясь на том самом месте, где происходило то главное событие прошлого года, мы можем более зримо представить всю уникальность и сложность операции, которую провели специалисты.

На производственной площадке предстоит выполнить большой объём тепло- и электромонтажных работ, требующих высокой квалификации как инженерного, так и рабочего персонала.

В связи с этим особенно остро встаёт вопрос обеспеченности профессиональными кадрами. И уже сегодня, как заявил генеральный директор, стройка готова принять около 500 человек – рабочих, участвующих в монтаже оборудования. В первую очередь нужны высококвалифицированные сварщики.

- В поиске квалифицированной рабочей силы мы активно сотрудничаем с регионами, с учебными центрами подготовки рабочих, открытыми в Нововоронеже и Москве. Проблема действительно есть, но мы делаем всё возможное, чтобы не допустить срыва намеченных сроков, — подчеркнул Марат Мустафин в разговоре с журналистами.

Среди наиболее важных задач генеральный директор ОАО «Атомэнергопроект» отметил своевременное завершение работ по монтажу оборудования комплектного распределительного элегазового устройства на напряжение 220 кВ (КРУЭ220). При этом он подчеркнул, что в настоящее время строительство идёт четко по графику, о чём свидетельствует выполнение ключевых мероприятий в полном соответствии с намеченными сроками.

Заместитель генерального директора — директор по сооружению объектов ОАО «Атомэнергопроект» Сергей Батухтин более подробно остановился на поставке оборудования. По его словам, в октябре нынешнего года на стройку доставят корпус реактора и парогенераторы на второй энергоблок. Летом ожидается прибытие транспортного шлюза на энергоблок №1.

- Кстати, своевременное поступление оборудования также говорит о том, что мы идём в графике, — подчеркнул Сергей Батухтин.

Руководители ОАО «Атомэнергопроекта» заспешили на заседание оперативного штаба сооружения Нововоронежской АЭС-2, а мы отправились на смотровую площадку. Отсюда хорошо видно, как обретает зримые очертания будущая станция.

Источник: газета «Коммуна» № 86 (26108), 20.06.2013г.

Оставьте свой отзыв

*

Сопровождение сайта - Amra Lab